Эмоции VS интеллект

На смену знаменитому 10 с конца 90-х прошлого века приходит новое понятие — ЕО. Мир признает верховенство эмоций над интеллектом

Термин «эмоциональный интеллект» (EQ) был введен в научный обиход в 1990 г. П. Саловеем и Дж. Майером. Новое определение способностей человека было принято и развито психологами, бизнес-тренерами, коучами. Вскоре в наиболее продвинутых фирмах при приеме на работу претендентам на высокие должности стали предлагать пройти тест не только на IQ, но и на EQ. Что обеспечило новому коэффициенту такой быстрый успех?

 

10 против ЕО

Коэффициент IQ был предложен в 1912 г. немецким психологом Вильямом Штерном. Изначально он применялся для оценки умственных способностей детей с целью принятия решения о целесообразности их обучения в высших школах. Но вскоре IQ стал широко применяться для определения интеллекта взрослых людей в бизнес-сфере. Однако высокий (выше 116) уровень IQ считался необходимо-достаточным условием для успешного продвижения по карьерной лестнице относительно недолго — около 30 лет. В сороковых годах XX в. лучшие психологи мира озаботились вопросом: почему люди с очень высоким уровнем IQ нередко оказываются полными лузерами в профессиональной и социальной жизни? Появление нового коэффициента — EQ- было предрешено.

 

Теория и практика EQ

Базовые основы EQ легли в плодородную почву, и вскоре после первых научных публикаций с использованием этого термина стали появляться разработки, дополняющие и углубляющие это понятие. Широко известна «Модель способностей» Майера-Саловея-Карузо, «Смешанная модель», предложенная научным журналистом Дэниелом Гоулманом, а также «Модель социального и эмоционального интеллекта» Рувена Барона. Приведем составляющие «Модели способностей» как наиболее лаконичной. Обладать эмоциональным интеллектом, значит:

• уметь распознавать свои эмоции и «читать» чужие;

• использовать эмоции как стимул к активизации своих интеллектуальных способностей;

• понимать эмоции. То есть обладать способностью распознавать причину появления эмоции, улавливать связь между мыслями и эмоциями, предугадывать развитие эмоции с течением времени, а также возможность ее перехода на качественно новый уровень;

• управлять своими и чужими эмоциями ради достижения поставленных целей, в том числе и для построения интеллектуально-логических цепочек.

 

Можно ли развить свой EQ

 

Как ни странно, но вопрос о возможности развития EQ вызывает среди профессионалов горячие споры. Многие ученые доказывают, что корни нашей эмоциональной жизни уходят в ранее детство, даже во младенчество. И различные связи, сформированные на физиологическом уровне под влиянием эмоционального общения с близкими людьми еще во времена грудного вскармливания, уже не поддаются изменению. Другие противоречат, доказывая, что мозг человека сохраняет способность к изменениям до середины жизни. Третьи же, не вдаваясь в тонкости нейрофизиологии, предлагают руководителям всех уровней тренинги для развития EQ. Правда, большинство таких обучающих курсов и семинаров учитывают узкие аспекты эмоционального интеллекта и дают слушателям интеллектуальные знания, которые помогают обуздать свои эмоции и учат распознавать, уважать и использовать эмоции других людей. Можно ли в данном случае говорить об истинном повышении своего EQ? Вряд ли. Ведь такие знания — всего лишь инструмент, который дается для работы во внешнем мире, без самоуглубления. Но эмоциональный интеллект в самом глубоком, некоммерческом своем толковании является категорией духовной.