Полезное 

Усть-Катав: «маленький гигант» трамвайной промышленности

Усть-Катав: «маленький гигант» трамвайной промышленности — читайте полную информацию в Новости Казахстана

Традиционно троллейбусы и трамваи считаются типичным транспортом большого города. Не всякий значительный промышленный центр способен обзавестись трамвайным хозяйством, а в некоторых крупных городах трамвайные сети и вовсе сворачиваются, виной чему – международный экономический кризис.

А вот по Усть-Катаву ездят, наверно, больше всего трамвайных вагонов в мире (ну или хотя бы в СНГ). А население города сегодня составляет всего-навсего 27 тысяч человек. Разумеется, разгадка этого «парадокса» проста: трамваи здесь производятся. Легендарный Усть-Катавский вагоностроительный завод (сокращённо УКВЗ) обеспечивает трамваями все большие города России и ближнего зарубежья. В настоящее время здесь производят самые «навороченные» модели, способные удивить даже европейских инженеров, — 71-623 и 71-630. Правда, производство последней ныне приостановлено, так как конструкция её показалась разработчикам несовершенной. Обе модели – частично низкопольные, с современным дизайном, широкими дверями и комфортабельным салоном, используют так называемый асинхронный привод; все перечисленные преимущества являются показателями трамвая нового поколения. Но эти вагоны пока что являются дорогим удовольствием для наших трамвайных хозяйств, по нескольку штук их ездят по 11 городам России, двум городам Украины и одному городу Казахстана – Павлодару. Только Пермь удостоилась чести иметь достаточно большое количество вагонов КТМ-23 (это неофициальное название модели 71-623, оставшееся от официальных правил наименования, действовавших до 1976 года).

Трамвайное производство в Усть-Катаве имеет особый рекорд. Модель 71-605 – самая многочисленная модель трамвайных вагонов в мире: всего трамваев такой модели было произведено 14 369 экземпляров. Разработка этих вагонов, и сегодня составляющих основу трамвайных хозяйств ряда российских городов, велась, что называется, на государственном уровне. Модель была создана в 1963 году и предназначалась для важной миссии – восполнить острый дефицит в общественном транспорте, оставшийся ещё с военного времени. Конструкция КТМ-5 (тогдашнее официальное обозначение модели) была выбрана как наиболее дешёвая, простая и технологичная. Правда, впоследствии в народе вагоны этой марки получили нелестное прозвище «гробы» — из-за их неприветливого внешнего вида. Критиковался и недолгий срок службы этих вагонов, который, однако, парадоксальным образом сочетался с их неугасающей популярностью.

Трамваи на Усть-Катавском заводе начали производить ещё в 1901 году, в ту эпоху, когда электрические трамваи завоёвывали популярность во всём мире. Первый трамвай из Усть-Катава, представлявший собой открытый вагон с деревянными салоном и скамейками, отправился тогда в Тифлис.

История же самого города началась в 1758 году, когда в том месте, где река Катав впадает в Юрюзань, предприимчивые купцы И. С. Мясников и братья Твердышевы основали железоделательное производство. Продукция завода со временем стала настоящим российским ноу-хау и в 1862 году была представлена на Всемирной промышленной выставке в Лондоне.

Сегодня Усть-Катавский вагоностроительный завод, несмотря на название, знаменит ещё и своим оборонным производством: здесь изготавливаются космические двигатели. Причём эта сфера производства развита здесь, пожалуй, даже сильнее, чем собственно трамвайное производство. Как дополнительная продукция, здесь производятся также различные потребительские изделия (включая насосы), а также оборудование для теплосетей.

Интересные новости: