Учебные кабинеты и лаборатории

Приемы размещения классов в плане здания, в свою очередь, влияют на протяженность главных фасадов. Так, например, при одностороннем расположении классов протяженность главного фасада особенно велика в десятилетних и семилетних школах в связи с большим количеством классов и гораздо меньше в музыкальных училищах с четырьмя классными помещениями. При двустороннем и трехстороннем расположении классов протяженность фасада значительно сокращается.

Для изучения отдельных предметов, преподавание которых связано с практическими занятиями и демонстрацией наглядных пособий, в музыкальных школах и училищах, так же как и в общеобразовательных школах, должны оборудоваться специальные помещения: химическая, физическая, биологическая лаборатории с уголком живой природы, историко-географический и военный кабинеты. Площадь лаборатории в музыкальных школах в связи с численным составом класса меньше, чем в общеобразовательных; она составляет 40 м2 при норме площади на одного учащегося 1,70 м2. В музыкальных училищах лаборатория рассчитывается на 30 учащихся, в соответствии с этим общая площадь ее увеличивается до 46 м2, а норма на одного учащегося снижается до 1,54 м2, так как свободное от парт место приходится на большее количество учеников.

Следует иметь в виду, что в семилетней музыкальной школе, где физика и химия преподаются только в седьмых классах, помещение лаборатории получает недостаточную учебную загрузку, поэтому может быть предусмотрена одна объединенная лаборатория физики и химии.

Однако желательно иметь две лаборантские, причем каждая из них должна непосредственно сообщаться с лабораторией и, по возможности, примыкать к последней со стороны кафедры преподавателя.

Лаборатория биологии необходима только для десятилетней школы, в связи с тем, что в семилетней школе и училище этот предмет не изучается. Уголок живой природы должен быть предусмотрен для семилетней и десятилетней школ, размещать его следует не выше второго этажа для лучшей связи с участком в летнее время.