Приспособленные здания

Типовой проект здания начальной школы предусматривал две классные комнаты, в каждой из которых учителя должны одновременно вести занятия с двумя группами, и комнату для проведения общественной работы с учениками. Квартиры учителей и сторожа устраивались при школе, занимая до 45% всей площади. Двухэтажная семилетняя школа запроектирована с учетом максимальной простоты и экономии.

Каждая группа здесь имеет отдельное помещение.

Коридор несет только свои функции, рекреация вынесена в отдельный зал, используемый и как актовый. Предусмотрены помещения для библиотеки, канцелярии, учительской и комнаты ученических организаций.

В сельской местности здание школы дополнялось деревянными домами интерната для учеников и общежития учителей.

Необходимость наличия интерната вызывалась тем обстоятельством, что сельская школа-семилетка обслуживала большое количество населенных пунктов, многие из которых находились от нее на значительном расстоянии.

Двухэтажный интернат для учеников, кроме спален для 30 мальчиков и 26 девочек, с умывальной и комнатой воспитателя, имел столовую на втором этаже, рассчитанную на 60 человек.

Двухэтажное общежитие учителей состояло из 3 однокомнатных квартир для холостяков и 4 квартир для семейных.

В процессе строительства выявилась недостаточность двух типов школ, поэтому в 1926 г. был дополнительно разработан угловой вариант школы на 80 учащихся. Приспособленные здания, которые составляли в республике около 53%, и новые здания школ, построенные по временным типовым проектам 1924 г., не могли, однако, обеспечить нормального проведения учебно-воспитательного процесса из-за отсутствия ряда необходимых помещений для физического воспитания детей, художественной самодеятельности, для школьных собраний и т. д. Поэтому в 1928 г. Наркомпросом БССР был объявлен конкурс на разработку новых типовых проектов школьных зданий.

В результате конкурса были получены разнообразные проекты школ, различные по вместимости (от 1 до 4 комплектов) и числу учащихся (от 40 до 320 человек).