Повышение грузоподъемности крана

Существующие недостатки в использовании строительных машин приводят некоторых строителей, а также авторов работ по вопросам механизации строительства к выводу, что применение кранов повышенной грузоподъемности не является экономически целесообразным. Подобное мнение обосновывается главным образом высокой стоимостью их эксплуатации, особенно кранов грузоподъемностью 5 т и более.

Неправильность такого заключения подтверждается нашими расчетами, где показана зависимость между грузоподъемностью башенных, кранов и стоимостью их машино-смены С повышением грузоподъемности крана стоимость машино-смены также возрастает, однако в гораздо меньшей степени.

Внедрение более производительной техники всегда ведет к повышению производительности общественного труда, а следовательно, к снижению издержек производства.

Так, при использовании башенных кранов на стройках достигается снижение затрат труда на подъемах грузов по сравнению с использованием крана укосины r 2.5-3,5 раза.

Высокая стоимость эксплуатации 5-тонных кранов объясняется тем, что ввиду более высокой стоимости машино-смены недоиспользование их по мощности и времени сказывается ощутительнее, чем недоиспользование менее мощных кранов. При одинаковом использовании по грузоподъемности 5-тонные краны оказываются экономически эффективнее 1,5-3-тонных кранов примерно на 20%. Однако в настоящее время на стройках нередко имеются случаи, когда с повышением грузоподъемности кранов их использование ухудшается, вследствие чего стоимость эксплуатации увеличивается.

Так, фактическое использование башенных кранов по грузоподъемности в ленинградском крупноблочном строительстве в 1958 г. не превышало 50% для 1,5-3-тонных кранов и 25-30% для 5-тонных.

В результате затраты на эксплуатацию 5-тонных кранов оказались на 40% больше затрат на эксплуатацию 1,5- 3-тонных кранов, а стоимость монтажа ими 1 т сборного железобетона — в 1,5-2 раза выше.