Полиграфия и информационные технологии

Управляющее звено на основе информации, которая поступает с различных участков технологического базового процесса, вырабатывает воздействие, контролирующее этот процесс.

Средства вычислительной техники, электроники, телевидения и автоматики нашли широкое применение во многих отраслях производства. Чаще всего их размещают в параллельном основному управляющем звене, где исходные материалы (или сырье) перерабатывают в конечный продукт. Управляющее звено на основе информации, которая поступает с различных участков технологического базового процесса, вырабатывает воздействие, контролирующее этот процесс.

Если принимать в качестве исходных материалов краски, клей, бумагу, картон, тач кавер визитки, нитки и пр., то роль полиграфических информационных средств принципиально не будет отличаться от той, которую ИТ вообще занимают сегодня в промышленности.

Если же учитывать, что как исходный продукт (иллюстрации и текст), так и конечный (газеты, журналы, книги) являют собой информацию, то в полиграфии Printland информационным оказывается не только управляющее звено, но и основное технологическое. В допечатной стадии фототелевизионные, вычислительные, электронные и другие подобные средства, при преображении исходного продукта в конечный, играют роль базовых, поэтому понятие «информационная технология» наиболее емко применяется именно к издательско-полиграфической сфере деятельности. Являясь областью переработки информации, в печать входит и управляющий процесс.

Иногда представление допечатной технологии и срочной тампопечати, как двух параллельных и абсолютно разных по своему назначению информационных звеньев оказывается полезным, поскольку это позволяет разделить их функции в одном случае — на преобразование иллюстрационной и текстовой информации по ее содержанию, и управлением потоками данных — в другом. С переходом в начале 90-х к т.н. «открытым» допечатным системам в полиграфической практике было отмечено значительное снижение качества иллюстрационной многокрасочной печати. Основной причиной являлась неоднозначная трактовка цвета применительно к разнообразным средствам их отображения, программным приложениям и компьютерным платформам.

Для решения этой проблемы были разработаны Системы управления цветом. Широкая автоматизация допечатных процессов типографии, таким образом, стала результатом развития телевидения, вычислительной техники и электроники. Трудоемкий, нестабильный и затратный фотомеханический способ, использовавший полукустарные и ручные операции, практически полностью вытиснился электронным. Благодаря представлению графической информации в виде аналоговых, а затем кодированных электрических сигналов, специалисты получили возможность управлять параметрами изображений более гибко, а также обеспечивать сопряжение допечатной стадии, других систем и средств массовой коммуникации. Поначалу такая связь более всего проявилась в подготовке к печати периодических изданий. Появилась даже возможность передавать газетные полосы и другие материалы в системах централизованной и децентрализованный печати по электрическим каналам связи.