Эсквелинский обелиск

На заре первого тысячелетия римские обелиски служили символами могущества и превосходства великих императоров. В качестве трофея несколько стелл были привезены из Египта в первом веке н.э. Их грани испещрены египетскими иероглифами. Позднее такие памятники создавались и в самом Риме. Среди них – Эсквелинский обелиск, высеченный из гранита по приказу императора Домициана в 80 годах н.э.

Первоначально Эсквелинский и Квиринальский обелиски предназначались для мавзолея великого предшественника Домициана императора Октавиана Августа. В XVI веке оба они были найдены неподалеку от руин памятника на Виа ди Рипетта.

В записях о строительстве мавзолея в начале первого века стеллы не упоминаются, но существует версия о том, что Домициан планировал расширять мавзолей, и обелиски должны были украсить собой его главный вход. После смерти Домициана, чьи утопические идеи возрождения Золотого века Римской империи у подданных поддержки не нашли, мавзолей пришел в запустение и начал разрушаться. В XIV-XV веке обелиск, получивший впоследствии название Эсквелинского, упал и раскололся на три части. Обломки памятника, ввиду не транспортабельности и больших помех движению, горожане засыпали землей.

Примерно в 1519-м году фрагменты стеллы были извлечены из завалов по приказу Папы Льва X. Архитекторы Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло определили её происхождение по сохранившимся чертежам и рисункам. Однако, обломки продолжали затруднять движение на Виа ди Рипетта, на что неоднократно жаловались властям недовольные жители Рима.

Тем не менее, обелиск пролежал в пыли еще около 70 лет. В 1585 году Папа Сикст V решил вернуть обелискам былое величие, и использовать их как ориентиры для паломников, стремящихся в Ватикан. В то время известный архитектор Доменико Фонтана и его племянник Карло Модерно вели реконструкцию апсиды церкви Санта-Мариа-Маджоре, папской базилики, входящей в число четырех главных базилик города.

Папа поручил Доменико Фонтана переместить, реконструировать и установить Эсквелинский обелиск напротив церкви. После того, как работы были выполнены, Сикст смог любоваться на памятник из окон своей резиденции Вилла Перетти ди Монтальто.

Свое название обелиск получил по имени холма Эсквилина, в районе которого расположен. Высота стеллы вместе с постаментом и венчающим ее крестом составляет 25,53 м.