Дворец Альтемпс

Дворец Альтемпс (Palazzo Altemps) расположен в центре Рима, на Марсовом поле, к северу от площади Навона и является частью наследия великой итальянской культуры.

Дворец Альтемпс был спроектирован и построен в 1477-1480 гг. для сына сестры Римского Папы Сикста IV Джироламо Риарио делла Ровере итальянским художником Мелоццо да Форли. В 1484 году после смерти папы Сикста IV в Риме произошло народное восстание, Джироламо Риарио был вынужден бежать из города, дворец был разграблен, но не разрушен. До сих пор осталась цела фреска, изображающая бракосочетание Риарио с графиней Марией Сфорца, одной из известных женщин периода итальянского Возрождения, по прозвищу «Тигрица Романьи».

В 1511—1523 гг. строение приобрел кардинал Франческо ди Томмазо Содерини и поручил перестройку дворца архитектору Антонио да Сангалло и живописцу Бальдассаре Перуцци Томмазо. Но облик, типичный для архитектуры Итальянского Возрождения, палаццо приобрел благодаря архитектору Мартино Лонги, которого пригласил в 1568 г. новый хозяин дворца — немецкий кардинал Маркус Ситтикус фон Гогенэмс (на итальянский манер — Альтемпс). В 1570-х гг. во дворце были пристроены искусно расписанный бельведер и замечательный внутренний двор.

С 1997 г. в палаццо Альтемпс хранятся скульптуры из коллекции Римского национального музея, античные скульптуры кардинала Альтемпса, коллекции скульптур семей Бонкомпаньи-Людовизи и Маттеи дель Драго и египетская коллекция.
Жемчужиной собрания, несомненно, является так называемый «трон Людовизи» – греческое резное мраморное кресло V в. до н.э., на изящных резных барельефах которого изображена выходящая из пены морской Афродита. Не менее удивителен портрет матери императора Клавдия Антония Августа (41—54 гг. н. э.) – огромная голова, которую ранее считали принадлежащей римской Юноне и которую Й.В.Гёте назвал «своей первой любовью в Риме».

Также привлекают внимание статуя Аполлона Кифареда (1в. н.э.), римская статуя «Минервы со змеей», работа греческого скульптора Менелая — скульптурная группа «Прощальное объятие Ореста и Электры», статуя «Дионис с пантерой и сатир», эллинистическая скульптура бога Гермеса, древний римский саркофаг и др. Притягивает взгляд статуя юного безбородого бога войны Ареса, в ногах которого играет Эрос (отреставрированная в 1622 году Дж.Л.Бернини римская копия греческого оригинала) и мраморная группа «Галл, убивающий жену и себя». Остальная часть коллекции представлена главным образом римскими копиями греческих оригиналов.

Восприятию скульптурных произведений ничего не мешает – все экспонаты свободно расставлены по просторным и светлым помещениям дворца Альтемпс и ограждения не везде присутствуют.