Делаем домашнее задание с ребенком

Родители знают: если делаем домашнее задание с ребенком — то еще испытание для нервной системы. Как помочь ребенку  сосредоточиться?

Ну вот опять ваш школьник в слезах, вы — в полуобморочном состоянии. В чем дело? Просто вы уже третий час бьетесь над уроками, даже соседи за стенкой успели выучить таблицу умножения назубок — так громко вы кричали… Почему так происходит и в чем секрет тех мам, которые спокойно говорят: «У нас нет проблем с уроками»?

 

Что за капризы?

Обычно сложности начинаются уже в первом классе. Ребенок приходит домой, садится за стол с учебником — и начинаются проблемы: ручка падает, страница случайно рвется, а голова не работает. Конечно, лучше принять меры не откладывая. Можно выделить три основные причины, по которым домашние задания не даются, — часто они друг друга дополняют. Неудобный режим. В понедельник вы требовали, чтобы ребенок сразу садился за уроки, а в среду забыли о них до вечера. Ну а в пятницу внука забрала бабушка, которая балует его и о домашнем задании даже не заикается. Между тем удобный график дня необходим (особенно в первые недели обучения после каникул). Ребенок тратит массу сил на то, чтобы подстраиваться под новые обстоятельства. Нечестно требовать, чтобы в таких условиях он играючи справлялся с уроками.

Что делать? Организовать четкий распорядок, но желательно такой, чтобы домашняя работа не стояла на первом месте. Пусть, придя из школы, ребенок расскажет, что сегодня было, поест, повозится с игрушками и восстановит силы. И только потом попробует сделать то, что задал учитель. Вместе определите время, когда он садится за уроки (без напоминаний и уговоров). Ребенок не понимает предмет. Географию сделал бодро, а над математикой долго вздыхает и засыпает. Родители констатируют: «Нет математических способностей». Что делать? Не спешить с выводами. Любой ребенок вполне способен освоить всю школьную программу. Да, что-то дается проще, что-то труднее. Дайте ему возможность усвоить материал в своем темпе. Поинтересуйтесь, что непонятно. Предложите помощь. Например, можно поиграть в учителя и ученика. Попробуйте объяснить сложное место другими словами. Помогут и занятия в смежных областях (технику письма можно улучшить, если пойти в кружок лепки). Он боится совершить ошибку. Это происходит, когда школьник чувствует давление со стороны родителей. Мама переживает, что он не справится с учебой и не сможет найти себя в жизни, — как страшно ее подвести! Тревога не дает возможности мыслить ясно, в таких условиях уже не получится аккуратно писать и решать примеры без ошибок. Что делать? Менять свое отношение к «домашке» и учиться себя контролировать. Поставьте себя на место ребенка — ему и так трудно, а тут еще и вы ругаетесь! Если понимаете, что заводитесь, сосчитайте до десяти или выйдите из комнаты.

 

Важные шаги

Вот несложные приемы, которые помогут вам наладить ситуацию с уроками.

• Перестаньте делать замечания и переходите к похвалам. Увидели в строчке среди кривеньких буковок одну симпатичную? Скажите ребенку, как вы рады, что он начинает справляться.

• Бывает, что тетради просто пестрят помарками. Предложите сыну или дочери сначала писать задание карандашом или пользоваться черновиками.

• Если ребенку трудно долго работать за столом, он устает в одной позе, пускай меняет «дислокацию». Например, стихи учить можно стоя, а читать — сидя в кресле-качалке. Он же сейчас не в классе! Сын или дочка быстро утомляются и не укладываются в отведенное для уроков время? Делайте несколько коротких перерывов — после легкой разминки проще сосредоточиться.

 

Сделал сам

Еще в младшей школе дети должны постепенно привыкать делать домашнюю работу самостоятельно. Полностью переложить эту ответственность уже точно пора к пятому классу — это крайний срок. Не все будет получаться сразу, но ребенок взрослеет, и ему важно самому научиться справляться с трудностями, организовывать свое время. Не стойте над душой — лучше мягко напомните, подскажите, посоветуйте. Когда период проб и ошибок пройдет, вы увидите, что ваш школьник приспособился и вполне все успевает. Хвалите его за самостоятельность. Показывайте, что и сами не все всегда знаете, но готовы искать и находить нужную информацию.